Вы здесь

Новости законодательства за 2010 г

20.12.2010 - Новости законодательства - декабрь 2010 г

В Украине проведена административная реформа

Преследуя благую цель оптимизировать систему центральных органов исполнительной власти, устранить дублирование их полномочий, сократить численность аппарата, и, соответственно, расходов на его содержание, Президент подписал Указ, предусматривающий существенные изменения в структуре органов госвласти.

Так, к центральным органам власти отнесены: 16 министерств, 28 государственных служб, 13 агентств, 7 инспекций, 2 администрации, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу и реализации инфраструктурных проектов, Пенсионный фонд Украины.

Специальный статус получили: Антимонопольный комитет, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, а также Фонд государственного имущества Украины.

Интересно, что на смену Министерству транспорта и связи Украины придут сразу 5 органов: Министерство инфраструктуры Украины (исполняющее одновременно функции по реализации государственной политики в сфере туризма), Государственная автотранспортная служба Украины, Государственная авиационная служба Украины, Государственная служба связи Украины и Государственная служба морского и речного транспорта Украины.

Уже привычное слуху Минтруда реорганизовано в Министерство социальной политики Украины и Государственную инспекцию Украины по вопросам труда, Государственная налоговая администрация Украины – в Государственную налоговую службу Украины соответственно.

На смену Министерству экономики Украины придет Министерство экономического развития и торговли Украины, выполняющее также и функции в сфере реализации государственной регуляторной политики, государственной политики по вопросам развития предпринимательства, регулирования ценовой политики (при этом Госкомпредпринимательства ликвидирован).

Вопросами же регистрации юр-, физлиц-предпринимателей, регистрации религиозных организаций будет заведовать новосозданная Государственная регистрационная служба Украины.

Оговорено, что министерства и другие центральные органы исполнительной власти, созданные путем реализации других центральных органов исполнительной власти, являются правопреемниками реорганизуемых органов.

Среди прочего, Кабмину поручено обеспечить в процессе ликвидации, реорганизации центральных органов исполнительной власти сокращение численности госслужащих не менее чем на 30%, а также принять меры относительно сокращения штатной численности работников Секретариата Кабмина не менее чем на 50%.

------------------------

Указ Президента Украины N 1085/2010 от 09.12.2010 г. Официальная публикация: "Офіційний вісник Президента України" N 32 от 09.12.2010 г. Дата вступления в силу: 09.12.2010 г.

 

МОЗ разработал форму декларации изменения оптово-отпускной цены на лексредство

 

Во исполнение норм недавно принятого Порядка декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства, закупаемые за счет бюджета (утвержден постановлением КМУ N 1012 от 01.11.2010 г.), Минохранздоровья, выступающий ответственным за проведение такового декларирования, разработал Положение о реестре оптово-отпускных цен на лексредства и порядок внесения в него изменений, а также утвердил форму декларации изменения оптово-отпускной цены.

В реестр оптово-отпускных цен на лекарственные средства, который ведется в электронном виде, вносятся сведения о задекларированных представителем собственника регистрационного удостоверения изменениях оптово-отпускной цены на лексредство, а также: международное непатентованное или общепринятое название лексредства, торговое название лексредства, форма выпуска, дозировка, количество единиц лексредства в потребительской упаковке, наименование производителя, страны, фармакотерапевтическая группа в которую входит действующее вещество (вещества) лексредства, номер регистрационного удостоверения на лексредство и т.д.

Получить информацию относительно задекларированного изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство может юридическое или физическое лицо на основании письменного заявления, составленного в свободной форме, на официальном веб-сайте МОЗ или в виде извлечения из Реестра цен.

------------------------

Приказ Министерства охраны здоровья Украины "Об утверждении Положения о реестре оптово-отпускных цен на лекарственные средства и порядка внесения в него изменений и формы декларации изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство" (N 1006 от 18.11.2010 г.) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 07.12.2010 г. N 1222/18517 и вступает в силу со дня официального опубликования.



ПФУ, ФСС и ГНАУ проведут сверку плательщиков страховых взносов

 

Как и предусматривается Заключительными положениями Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (N 2464-VI от 08.07.2010 г.), ПФУ совместно с фондами соцстрахования и ГНАУ (далее - субъекты информационного обмена) будут проводить сверку плательщиков страховых взносов.

Ее механизм утвержден Порядком сверки плательщиков страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование. При этом весь цикл сверки будет проходить без участия плательщика страховых взносов. Основные моменты сверки таких плательщиков должны быть урегулированы совместными решениями субъектов информационного обмена.

------------------------

Постановление Пенсионного фонда Украины N 27-1 от 23.11.2010 г., Приказ Государственной налоговой администрации Украины N 886 от 23.11.2010 г. Зарегистрировано в Минюсте N 1244/18539 от 10.12.2010 г. и вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

ГНАУ

 

- рассмотрела вопрос, касающийся налогообложения путевок, полученных работниками от своих работодателей (N 12550/5/17-0716 от 05.10.2010 г.);

- напомнила о возможности корректировки ранее показанных налоговых обязательств по НДС из суммы полученного аванса, в случае его возвращения (N 23900/7/16-1517-26 от 05.11.2010 г.);

- проанализировала порядок обложения НДС операций по передаче имущества в уставный фонд акционерных обществ в обмен на акции таких обществ (N 25382/7/16-1517-09 от 22.11.2010 г.), по аренде госимущества (N 26670/7/16-1517-16 от 03.12.2010 г.), по ввозу и реализации на таможенной территории Украины изделий медицинского назначения (N 24499/7/16-1517-15 от 11.11.2010 г);

- истолковала механизм распределения налогового кредита (N 24845/7/16-1517-26 от 16.11.2010 г.).



Хорошие новости для экспортеров сельхозпродукции

Напомним, что для получения лицензии на экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции (пшеницы, смеси пшеницы и ржи (меслина), полбы; кукурузы; ячменя; ржи; гречки) субъект хозяйствования должен получить заключение Минагрополитики о наличии у него указанного в заявке объема сельхозпродукции и способности ее экспортировать.

Такое заключение теперь будет получить проще, так как из перечня документов, которые необходимо подать для его предоставления, исключены копии первичных складских документов (складская квитанция, простое или двойное складское свидетельство) и реестр складских документов.

------------------------

Приказ Министерства аграрной политики Украины "О внесении изменений в Порядок предоставления заключений о наличии объемов сельскохозяйственной продукции, заявленной на экспорт, и способности ее экспортировать" (N 797 от 03.12.2010 г.) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 08.12.2010 г. N 1227/18522 и вступает в силу со дня официального опубликования.

05.12.2010 - Новости законодательства - декабрь 2010 г

 

Налоговый кодекс принят с предложениями Президента

 

2 декабря ВР приняла Налоговый кодекс с учетом поправок Президента. Естественно, всех волнует вопрос, в чем же они заключаются. Предлагаем вашему вниманию обзор основных отредактированных моментов. Итак, Президентом было предложено:

 

Упрощенная система налогообложения

 

1. До внесения соответствующих изменений в НК оставить УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ в существующем ныне виде. При этом, в Переходных положениях указывается следующее:

1) "единщики" не являются плательщиками таких налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом Украины:

а) налог на прибыль предприятий;

б) налог на доходы физических лиц (для физлиц - предпринимателей);

в) НДС по операциям поставки товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины, за исключением НДС, который платится юрлицами, избравшими ставку налогообложения 6%;

г) земельный налог, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для ведения предпринимательской деятельности;

д) плата за пользование недрами;

е) сбор за специальное использование воды;

ж) сбор за специальное использование лесных ресурсов;

з) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

2) уплата единого взноса на соцстрахование осуществляется "упрощенцами" в общем порядке, определенном Законом о едином соцвзносе (N 2464-VI от 08.07.2010 г.);

3) учитывая введение единого соцвзноса, единый и фиксированный налоги платятся на счет соответствующего бюджета только в размере той их части, которая подлежит перечислению в соответствующие бюджеты. К примеру, для единого налога – это 20% для госбюджета и 23% для местного (значит, платить надо будет лишь 43% от ставки единого налога). Исключением будет являться уплата единого налога в январе 2011 года за последний отчетный период 2010 года, который будет распределяться между бюджетами и пенсионным и соцфондами по правилам, действующим до 1 января 2011 г.;

4) возвращение сумм единого и фиксированного налогов, которые были ошибочно или излишне уплачены до 1 января 2011 года, а также зачисление сумм погашения налогового долга, который сформировался по состоянию на 31 декабря 2010 года, осуществляются в установленном порядке с учетом Переходных положений НК.

 

Администрирование налогов, сборов и обязательных платежей

 

2. Исключить нечетко сформулированные основания для проведения проверок контролирующими органами, оставляющие возможность для их неоднозначного применения на практике, во избежание злоупотреблений и осуществления административного давления на отдельных налогоплательщиков. Неоднозначными, по мнению Президента, являются следующие основания:

а) несоответствие показателей отчетности об использовании РРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций сведениям, указанным в обязательной отчетности (подпункт 80.2.4 пункта 80.2 статьи 80 предлагается изложить в новой редакции);

б) возникновение необходимости в проверке полноты и своевременности начисления и уплаты налогов и сборов, исполнения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, на основании полученных от лица сведений о финансово-хозяйственных отношениях с налогоплательщиком, которые не сопровождаются пояснениями и надлежащим образом удостоверенными копиями документов на обязательный письменный запрос органа ГНС (подпункт 78.1.6 пункта 78.1 статьи 78 предлагается исключить);

в) отображение в налоговой отчетности отрицательного значения объекта налогообложения (убытка) плательщиком налога на прибыль на протяжении 4-х последовательных базовых отчетных периодов (подпункт 78.1.10 пункта 78.1 статьи 78 предлагается исключить).

3. Лишить налоговый орган права обращения в суд с целью приостановления операций на счетах налогоплательщика в случае отказа последнего в допуске должностных лиц органа ГНС к проведению проверки, исключив из НК соответствующие положения (подпункт 20.1.15.1 подпункта 20.1.15 пункта 20.1 статьи 20, пункт 81.2 статьи 81).

4. Исключить нормы о введении законодательного принуждения для налогоплательщика давать пояснения по вопросам налогообложения во время проведения проверки. Вместо этого необходимо закрепить право налогоплательщика отказываться от дачи таких пояснений и предусмотреть законодательные гарантии такого права.

5. Рассмотреть вопрос об отказе от института налоговых разъяснений, поскольку налоговые отношения должны быть урегулированы законом, однако оставив за налогоплательщиками право на обращение в контролирующие органы за получением бесплатных налоговых консультаций по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства. Отметим, что указанные консультации имеют индивидуальный характер и могут использоваться исключительно налогоплательщиком, которому они были предоставлены.

6. Откорректировать положения подпункта 72.1.6 пункта 72.1 статьи 72 во избежание влияния субъективной информации, а также информации, распространяемой с целью дискредитации того или иного налогоплательщика, на решение налоговых органов относительно проведения документальной выездной внеплановой проверки.

7. Переложить обязанность доказывания правомерности решения контролирующего органа, в том числе относительно начислений налоговых обязательств, с налогоплательщика на контролирующий орган.

8. Дополнить проект НК нормами, предусматривающими, что если налогоплательщик оспаривает решение налогового органа в суде, то:

- налоговое обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу;

- такого налогоплательщика нельзя обвинить в уклонении от уплаты налогов на основании оспариваемого решении контролирующего органа до окончательного решения дела судом.

9. Исключить из проекта НК норму, не позволяющую обжаловать налоговое обязательство, начисленное, удержанное налоговым агентом.

10. Пересмотреть правила проведения проверок, предусмотрев обязательность издания приказа руководителя контролирующего органа для проведения документальных и фактических проверок, а также предоставления налогоплательщику копии такого приказа.

11. Ввести ограничение, которого раньше не было, на продление органами ГНС срока остановки документальных выездных проверок крупного налогоплательщика. Такой срок не сможет превышать 60 календарных дней.

12. Оставить право налоговой накладывать арест на имущество налогоплательщика до 96 часов, но уже без его изъятия. При этом определено, что такой максимальный 96-часовой срок ареста уже не может быть продлен в административном порядке, в том числе по решению других госорганов, кроме случаев, когда владелец имущества, на которое наложен арест, не установлен (не выявлен).

13. Определить, что налоговый залог распространяется на имущество, балансовая стоимость которого отвечает сумме налогового долга. До этого предусматривался залог на двукратный размер суммы налогового долга.

14. Перенести стартовую дату подачи субъектами хозяйствования-плательщиками налога на прибыль в налоговые органы данных относительно временных и постоянных налоговых разниц на 1 января 2012 года в связи с отсутствием методологического обеспечения новых форм учета и отчетности.

15. Предусмотреть право крупных налогоплательщиков подавать органам ГНС в электронном виде копии лишь тех первичных документов, которые ведутся в электронном виде (а не всех, как предусмотрено нынесуществующим проектом).

16. Сохранить для малых предприятий право выбора - подавать налоговую декларацию в электронном или бумажном виде, закрепив обязанность подавать отчетность в электронном виде лишь за средними и крупными предприятиями.

17. Четко прописать ответственность контролирующих органов за нарушение прав налогоплательщиков (в т.ч. во время принятия налоговой отчетности, проведения проверок). На внесение данного предложения Президента Украины сподвиг имеющийся в Налоговом кодексе дисбаланс в части определения прав и обязанностей налогоплательщиков и контролирующих органов. Если в отношении привлечения к ответственности налогоплательщиков все предельно четко и понятно, то в части заслуженного "наказания" слуг государства все достаточно туманно. В проекте упоминается о том, что последние несут ответственность в соответствии с законом, вот только, к сожалению, такового закона в природе пока не существует. Как следствие, для контролирующих органов могут открыться безграничные возможности для ущемления и без того настрадавшихся предпринимателей, чего глава государства допустить не хочет.

18. Кабмину утвердить перечень обстоятельств, наличие которых может служить основанием для рассрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика.

 

НДС

 

19. Исключить из НК положения, в соответствии с которыми с 1 января 2013 года право на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту возникает по факту возникновения налогового обязательства, что фактически возлагает на налогоплательщика ответственность за соблюдение законодательства контрагентом, и нарушает установленный Конституцией принцип индивидуальности юридической ответственности лица.

 

Налог на прибыль

 

20. Ослабить запрет на включение в расходы плательщика налога на прибыль расходов, понесенных (начисленных) в связи с приобретением услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламы у нерезидента, не имеющего своего постоянного представительства в Украине, позволив включать в состав расходов суммы, не превышающие 4% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за исключением НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.

21. Отменить распространение установленного НК ограничения на отнесение расходов в виде роялти на роялти за пользование авторским правом на кинофильмы иностранного производства, музыкальные, литературные произведения;

22. Во избежание двойного налогообложения доходов не облагать постоянные представительства нерезидентов на территории Украины 15% налогом в части дохода, выплачиваемого нерезидентом резиденту;

 

Налог на доходы физлиц

 

23. Уравнять права всех плательщиков НДФЛ, в т.ч. и отказавшихся от получения регистрационного номера учетной карточки (в действующем законодательстве – идентификационного кода) в связи с религиозными убеждениями, в части равного права на получение налоговой скидки, дающей возможность уменьшить сумму подлежащего уплате налога.

24. Исключить из проекта норму, предусматривающую приравнивание к работнику физлица, в т.ч. самозанятого лица, которому начисляется (выплачивается, предоставляется) доход за выполнение работ/оказание услуг согласно гражданско-правовому договору в случае, когда будет установлено, что отношения по таковому фактически являются трудовыми. Наличие упомянутой нормы в проекте Налогового кодекса позволяет отношения по любому гражданско-правовому договору, будь это пожизненное содержание, перевозка такси или бытовой подряд, относить к трудовым с соответствующим удержанием НДФЛ.

 

Рентная плата за газ

 

25. Практически вдвое снизить предусмотренное НК 40%-е увеличение рентной платы за природный газ, добываемый в Украине, дабы избежать замены газа собственного производства для населения импортируемым газом.

 

Независимая профессиональная деятельность

 

26. Увеличить количество работников, которых может нанять физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, с одного до четырех человек.

 

Помимо вышеуказанных предложений, глава государства обращает внимание на множество имеющихся в проекте Налогового кодекса несогласованностей, некоторых неточностей, а также двоякой трактовки ряда норм, что может не просто затруднить применение документа на практике, а и полностью "заморозить" их использование.



Утверждена новая форма справки об уплате налогов, необходимая для трудоустройства иностранцев

ГНАУ утвердила новую форму справки об уплате работодателем налогов и сборов (обязательных платежей), которую необходимо подавать работодателю в центр занятости для получения разрешения на использование работы иностранца.

Напомним, что такая обязанность работодателя содержится в Порядке выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденном постановлением КМУ N 322 от 08.04.2009 г.

------------------------

Приказ Государственной налоговой администрации "Об утверждении формы справки об уплате работодателем налогов и сборов (обязательных платежей)" (N 849 от 04.11.2010 г.) Зарегистрирован в Министерстве юстиции 23.11.2010 г. N 1158/18453 и вступает в силу со дня официального опубликования.

Госкомпредпринимательства

- разъяснил ряд вопросов, касающихся размещения рекламы (письмо N 13096 от 13.10.2010 г.);

- утвердил Порядок и Условия проведения конкурсов, перечень документов, необходимых для микрокредитования субъектов малого предпринимательства (приказ N 354 от 12.11.2010 г.);



Госпотребстандарт

- поведал о нюансах размещения внешней рекламы (письмо N 10480-7-5/18 от 19.10.2010 г.);



ГНАУ

- разъяснила особенности налогообложения НДС платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями госсистемы охраны прав на сорта растений (письмо N 13613/5/16-1516 от 26.10.2010 г.);

- поведала об определении базы налогообложения по НДС при выполнении долгосрочных договоров (письмо N 22313/7/16-1517-26 от 20.10.2010 г.);

- рассмотрела вопрос необходимости подачи копии реестра налоговых накладных к Уточняющему расчету налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (письмо N 22313/7/16-1517-26 от 20.10.2010 г.);



Предварительная оплата при госзакупках медоборудования

Кабмин оговорил возможность указания предварительной оплаты на срок не более трех месяцев в договорах о закупке за госрседства:

- оборудования для осуществления лабораторного контроля качества лекарственных средств, необходимого во время проведения мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего качества лекарственных средств, медтехники и изделий медицинского назначения;

- программных продуктов для обеспечения надлежащего качества лекарственных средств, медтехники и изделий медицинского назначения.

Кроме того, определено, что правило предварительной оплаты заказчиками только тех товаров, работ и услуг, которые предполагается поставить, выполнить и предоставить на протяжении текущего бюджетного года, не распространяется на закупку вышеуказанного оборудования и программных продуктов, а также вакцин для профилактических прививок людей, медоборудования и санитарных автотранспортных средств для обеспечения заведений охраны здоровья согласно госпрограммам и мерам программного характера.

------------------------

Постановление Кабинета Министров Украины N 1071 от 15.11.2010 г. Официальная публикация: "Урядовий кур'єр" N 224 от 30.11.2010 г.

30.11.2010 - Новости законодательства - ноябрь 2010 г

 

Откорректирована форма трудового договора между работником и физлицом, использующим наемный труд

Минтруда внес ряд корректировок в форму трудового договора между работником и физлицом, использующим наемный труд. Изменения в образец договора являются приведением такового в соответствие с действующим законодательством. Так, например, в форме прописали возможность подписания трудового договора от имени физлица-СПД нотариально уполномоченным им лицом. Соответствующая норма недавно нашла свое отображение в КЗоТе (ЗУ N 2266-VІ от 18.05.2010 г.).

Кроме того Минтруда изложил в новой редакции Порядок регистрации трудового договора между работником и использующим наемный труд физлицом. Он пополнился разъяснениями относительно ситуаций, в которых интересы физлица представляет нотариально уполномоченное на это лицо. Также прописаны особенности регистрации и снятия с регистрации трудового договора по инициативе физлица – работодателя, без присутствия работника, с которым заключается/расторгается договор.

С 1 января 2011 года заработает норма Порядка, предусматривающая обязанность ответственного лица центра занятости проинформировать Пенсионный фонд о регистрации (снятии с регистрации) трудового договора не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

------------------------

Приказ Министерства труда и социальной политики Украины N 320 от 14.10.2010 г. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 05.11.2010 г. N 1038/18333 и вступает в силу 22.11.2010 г., за исключением некоторых положений.



Затяжные праздники в 2011 году или Рекомендации Кабмина о переносе рабочих дней

Каждый год Кабинет Министров Украины заботится о создании благоприятных условий для празднования официальных праздников, рекомендуя руководителям предприятий перенесение рабочих дней. Этот год не стал исключением, и, проявляя заботу о праздничном времяпровождении украинского народа, Кабмин предложил отдыхать в понедельник 7 марта (перед Международным женским днем 8 марта) и понедельник 27 июня (перед Днем Конституции Украины 28 июня) с последующей отработкой по субботам - 12 марта и 25 июня.

Отметим, что распоряжение КМУ носит исключительно рекомендательный характер, и, кроме того, не распространяется на учреждения Пенсионного фонда, "Укрпочты", Госказначейства и банковских учреждений.

------------------------

Распоряжение Кабинета Министров Украины "О переносе рабочих дней в 2011 году" (N 2130-р от 15.11.2010 г.) Дата вступления в силу: 15.11.2010 г.



Госнадзор за соблюдением требований трудового законодательства

Из-под пера Кабмина вышли критерии оценки степени риска от ведения хоздеятельности в части соблюдения требований законодательства о труде. Предусмотрено три степени риска, а также определена периодичность проведения плановых проверок у каждой из групп.

 

Степени риска: Высокая:

Периодичность проведения плановых проверок: не чаще одного раза в год:

Субъекты хозяйствования:

- на которых работает более 201 человека;

- которые не соблюдают требования законодательства относительно оплаты труда;

- которые на протяжении прошлого и текущего годов уволили работников по инициативе администрации или приняли решение относительно сокращения их численности;

- которые начисляют или выплачивают з/п, в размере, который меньше установленного законом размера минимальной з/п за выполненную работником месячную или почасовую норму труда;

- использующие наемный труд без надлежащего оформления трудовых отношений;

- у которых на протяжении предыдущих 12 месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 172, 173 и 175 УК Украины;

- которые нарушают требования законодательства о труде относительно использования труда женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями;

- которые не соблюдают условия генерального, отраслевого (регионального) соглашения и/или коллективного договора;

- которые нарушают требования законодательства относительно продолжительности рабочего времени, времени отдыха и труда молодежи;

 

Степени риска: Средняя:

Периодичность проведения плановых проверок: не чаще одного раза в два года:

Субъекты хозяйствования:

- на которых работает от 50 до 200 лиц;

- которые нарушают сроки выплаты з/п;

- которые начисляют или выплачивают з/п в минимальном размере за квалифицированный труд;

- у которых на протяжении предыдущих 12 месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены нарушения требований законодательства о труде, согласно которым должностные лица субъекта хоздеятельности привлекались к административной ответственности;

- которые не соблюдают требования законодательства относительно предоставления гарантий и выплаты компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;

- которые не соблюдают требования законодательства относительно предоставления гарантий во время привлечения работников к материальной ответственности за вред, причиненный предприятию, учреждению или организации;

- которые не соблюдают порядок внедрения и изменения норм труда;

- которые нарушают порядок применения дисциплинарных взысканий;

 

Степени риска: Незначительная:

Периодичность проведения плановых проверок: не чаще одного раза в три года:

Субъекты хозяйствования:

- не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой или средней степенью риска.

 

Хотим обратить ваше внимание на небольшую ошибочку, допущенную доблестным Кабмином. Следуя нормам постановления, предприятия, на которых работает ровно 201 лицо, подпадают в незначительную группу риска. Конечно же, взглянув на содержание нормативного акта, можно понять намерения нормотворцев относительно причисления указанных предприятий к высокой группе риска, но, как говорится, "из песни слов не выкинешь"…

Вероятнее всего, данный законодательный парадокс будет все же исправлен, а пока что, возможно, кто-то и захочет воспользоваться "кабминовской очепяткой".

------------------------

Постановление Кабинета Министров Украины N 1059 от 17.11.2010 г. Официальная публикация: "Урядовий кур'єр" N 220 от 24.11.2010 г. Дата вступления в силу: 24.11.2010 г.

 

Очередные нормативные коррективы ПФУ

В связи с вступлением в силу 1 января 2011 года Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (N 2464-VI от 08.07.2010 г.) Пенсионный фонд продолжает принимать новые подзаконные акты, а также корректировать существующие, с целью соблюдения требований нового Закона.

Так, очередным шагом стало внесение изменений в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденную постановлением правления ПФУ N 21-1 от 19.12.2003 г.

Отметим, что согласно предусмотренным изменениям, с 01.01.2011 г. данная Инструкция будет применяться для определения процедуры:

- добровольного участия лиц в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;

- взыскания задолженности по уплате страховых взносов;

- уплаты пенсионного сбора с отдельных видов хозяйственных операций и других платежей в бюджет Пенсионного фонда Украины;

- начисления и уплаты финансовых санкций и пени;

- возмещения затрат ПФУ на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях.

При этом в Инструкции дополнительно оговаривается, что взыскание задолженности по уплате пенсионных взносов и штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных до 1 января 2011 года (в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 01.01.2011 года не настал), осуществляется согласно законодательству, действовавшему на момент возникновения такой задолженности или применения штрафных санкций.

------------------------

Постановление правления Пенсионного фонда Украины N 25-1 от 22.10.2010 г. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 12.11.2010 г. N 1091/18386 и вступает в силу 01.01.2011 г.



Минтруда

- отметил, что оплата "чернобыльцам" первых 5 дней временной нетрудоспособности свыше установленных для остальных работников гарантий за счет бюджетных средств Минтруда не осуществляется (письмо N 292/18/99-10 от 04.11.2010 г.)



ГНАУ

- разъяснила некоторые вопросы возврата налогового кредита по НДФЛ (письмо N 21918/7/17-0217 от 15.10.2010 г.);

- напомнила, что алкогольные напитки с содержимым спирта до 8,5 объемных единиц не подлежат маркированию марками акцизного сбора (письмо N 6987/Н/32-0715 от 18.10.2010 г.);

- обратила внимание на то, что поскольку законодательством установлены ограничения относительно средств, которые могут быть использованы для формирования уставного фонда, то физлица - учредители, должны подтверждать происхождение таких средств при подаче годовой декларации (письмо N 507/4/17-0713 от 19.10.2010 г.);

- отметила, что плательщики сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства ежемесячно подают расчет суммы указанного сбора, в т.ч. в случае отсутствия объемов реализации алкогольных напитков, при этом напомнив, что за неподачу или задержку подачи налоговой декларации применяется штраф в размере 10 н.м.д.г., т.е. 170 грн. (письмо N 24282/7/21-0217 от 10.11.2010 г.);

- утвердила новую форму справки об уплате работодателем налогов и сборов (приказ N 849 от 04.11.2010 г.).

Приказ и форма в разделе "Файлы для скачивания"



 

17.11.2010 - Новости законодательства - ноябрь 2010 г

 

Индекс инфляции в октябре 2010 г.

По данным Государственного комитета статистики Украины индекс потребительских цен на товары и услуги (ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ) в октябре 2010 года к предыдущему месяцу составил 100,5 %, к декабрю прошлого года – 107,9 %.



Подтверждение валовых расходов первичными документами

Общеизвестно, что не входят в состав валовых расходов никакие расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранение которых предусмотрена правилами ведения налогового учета (п.п. 5.3.9 ЗУ N 283/97-ВР от 22.05.2007 г.). При этом для бухгалтера не является новостью, что документы должны быть в оригинале (не ксерокопии и не факс-копии), поскольку одним из обязательных реквизитов первичного документа является личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции (ст. 9 ЗУ N 996-XIV от 16.07.99 г.). И, конечно же, это требование касается и документов, прилагаемых к авансовому отчету, о чем и напоминает в своем письме ГНАУ.

------------------------

Письмо Государственной налоговой администрации Украины N 10697/6/17-0215, N 13087/5/17-0216 от 14.10.2010 г.



НДС по представительским расходам

ГНАУ признала право отражения в составе налогового кредита по представительским расходам, правда, в случае отражения налоговых обязательств по бесплатной передаче (раздаче) угощений. Таким образом, она связывает право на налоговый кредит с использованием товаров (услуг) в налогооблагаемых операциях для осуществления хозяйственной деятельности (пп. 7.4.1 ЗУ N 168/97-ВР от 04.04.97 г.). В своем письме ГНАУ акцентирует внимание, что рекламные акции в виде приемов, презентаций, праздников, ярмарок и т.п. проводятся плательщиком налогов с целью улучшения уровня реализации собственной готовой продукции.

Ранее ГНАУ (письмо N 5436/6/15-2315 от 13.06.2005 г.) высказывала другую позицию относительно формирования налогового кредита, связанного с организацией приемов, презентаций и праздников, приобретением подарков в рекламных целях. Мотивируя тем, что в валовые расходы можно включать только 2% расходов на рекламные мероприятия от налогооблагаемой прибыли предыдущего года, ГНАУ делала вывод, что и НДС, уплаченный при понесении таких расходов, включается в состав налогового кредита только в пределах сумм, включенных в валовые расходы.

В нынешнем письме ГНАУ не пишет о размере НДС по представительским расходам, отражаемом в составе налогового кредита. Однако можно предположить, что при отражении налоговых обязательств по бесплатной передаче она не возражает на отражении налогового кредита в полной сумме.

------------------------

Письмо Государственной налоговой администрации Украины N 22314/7/16-1517-16 от 20.10.2010 г.



Выплаты частному предпринимателю и НДФЛ

ГНАУ в своем письме высказала очередное мнение по поводу действий при оплате частному предпринимателю за товары (работы, услуги): НДФЛ не удерживается при условии предъявления последним документа, подтверждающего, что он зарегистрирован предпринимателем (свидетельства о государственной регистрации). При этом, налоговый агент должен отметить сведения о всех выплаченных предпринимателям суммах в составе налоговой отчетности и сообщить о таких выплатах налоговому органу по ф. N 1ДФ по признаку дохода "42" "Доход в пределах предпринимательской деятельности, выплаченный самозанятому лицу". Слово "предъявить" обычно в практике трактуется как "дать ксерокопии". Ранее налоговики требовали иметь также копии Свидетельств об уплате единого налога, платежных документов об уплате единого налога или авансовых платежей налога с доходов физических лиц (письмо N 2241/6/17-0716 от 13.03.2006 г.), однако впоследствии это письмо было отменено.

------------------------

Письмо Государственной налоговой администрации Украины N 11157/6/17-0716 от 25.10.2010 г.



Утвержден Порядок подачи отчетов по единому взносу

2011 год нам готовит множество кардинальных изменений в налогообложении. Одно из них – введение единого взноса, который должен уплачиваться согласно Закону Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (N 2464-VI от 08.07.2010 г.) вместо взносов в Пенсионный и социальные фонды.

Правлением ПФУ утвержден Порядок формирования и подачи страховщиками отчета относительно сумм начисленного взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, к которому прилагаются:

- справочник категорий страховщиков, которые уплачивают единый взнос;

- таблицы соответствия кодов категории застрахованого лица и кодов базы начисления и размеров ставок единого взноса;

- справочник кодов оснований для учета стажа отдельным категориям лиц;

- формы отчетности по единому взносу.

------------------------

Постановление Правления Пенсионного фонда Украины N 22-2 от 08.10.2010 г.

Дата вступления в силу: 01.01.2011 г.

Вводится декларирование цен на лекарственные средства

Кабмин разработал Порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства, закупаемые за счет бюджета, оговорив, что соответствующее декларирование начнется с 1 декабря 2010 г. Действие документа распространено на включенные в Перечень, утвержденный постановлением КМУ N 1071 от 05.09.96 г., лекарственные средства, за исключением наркотических, психотропных лексредств, прекурсоров, медицинских газов и лекарственных форм, изготавливаемых в аптеках по рецептам врачей (магистральным формулам) и на заказ лечебно-профилактических заведений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ.

Декларированию подлежит изменение оптово-отпускной цены на каждую лекарственную форму, дозировку и потребительскую упаковку лексредства:

- отечественного производства – в гривнах без учета расходов на погрузку, разгрузку и транспортировку;

- иностранного производства – в инвалюте и гривнах по официальному курсу, установленному НБУ на дату подачи декларации.

Ответственным за проведение декларирования назначено Минохранздоровья, которому представитель собственника регистрационного удостоверения на лекарственное средство в целях проведения такового должен предоставить следующие документы, заверенные подписью заявителя и скрепленные печатью:

- декларацию изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство, составленную по утвержденной МОЗ форме;

- копию регистрационного удостоверения на лексредство, выданного МОЗ.

Приказ о декларировании изменения оптово-отпускных цен принимается министерством на протяжении 10 рабочих дней после подачи декларации (при условии предоставления в полном объеме и надлежащим образом оформленных документов). Соответствующая информация вносится в реестр оптово-отпускных цен, а также размещается на официальном сайте МОЗ (http://www.moz.gov.ua).

Внимание! Декларирование изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство может осуществляться не чаще одного раза месяц.

------------------------

Постановление Кабинета Министров Украины "Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства, закупаемые за счет средств государственного и местного бюджетов" (N 1012 от 01.11.2010 г.)

Дата вступления в силу: со дня официального опубликования .



Торговля автотранспортом под контролем ГАИ

МВД разработало механизм учета, создания и ведения реестра субъектов хозяйствования, распространив действие сего механизма на всех лиц, независимо от формы собственности, осуществляющих передачу для реализации транспортных средств и их составляющих частей, имеющих идентификационные номера, оптовую и розничную торговлю ими и оформление соответствующих документов на реализацию, а также на товарные биржи, осуществляющие оформление договоров купли-продажи ТС и их составляющих.

Для постановки на учет и внесения в реестр субъекту хозяйствования необходимо предоставить в управление (отдел) ГАИ (далее - У(О)ГАИ) или Департамент ГАИ (далее - ДГАИ) следующие документы:

- письменное заявление в соответствии с утвержденным образцом;

- нотариально удостоверенные копии устава или положения об обособленном подразделении с обязательным указанием непосредственного вида деятельности (производство, торговля товаром), свидетельства о государственной регистрации, справки из ЕГРПОУ (в случае ведения деятельности по упрощенной процедуре налогообложения подается заверенная копия свидетельства об уплате единого налога с обязательным указанием непосредственного вида деятельности);

- копии свидетельства о взятии на учет налогоплательщика и регистрации плательщика НДС, копии паспортных документов и дилерского договора (при наличии), скрепленных печатью субъекта хозяйствования.

После рассмотрения комиссией У(О)ГАИ, срок которого не может превышать 1 месяц, материалы с сопроводительным письмом направляются в ДГАИ для дальнейшего изучения и принятия окончательного решения.

Факт постановки на учет подтверждается регистрационным уведомлением ДГАИ, направляемым в адрес заявителя и У(О)ГАИ.

Помимо прочего, новоутвержденный документ содержит порядок выдачи субъектам хозяйствования бланковой продукции ГАИ или взятых на учет в ГАИ биржевых соглашений, оговаривает особенности сотрудничества с товарными биржами относительно регистрации и учета биржевых соглашений, а также нюансы проведения проверок и контроля за выполнением субъектами хозяйствования оприходования выдачи и использования бланковой продукции ГАИ и биржевых соглашений.

------------------------

Приказ Министерства внутренних дел Украины N 361 от 05.08.2010 г. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 29.10.2010 г. N 1007/18302 и вступает в силу со дня официального опубликования



Можно ознакомиться с поправками к проекту Налогового кодекса

На сайте Верховной Рады пока не появился текст новой редакции проекта НК, зато есть огромные сравнительные таблицы по всем разделам, содержащие старую редакцию каждого пункта, все предложения по изменениям, вердикт "Учтено/не учтено" с обоснованиями и окончательную редакцию пункта. Ознакомиться с таблицами можно на сайте ВР.

 

28.10.2010 - Новости законодательства - октябрь 2010 г

 

Минфин

- разъяснил порядок отображения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности (письмо N 31-34020-20-16/28057 от 15.10.2010 г.);

- сообщил порядок подписания бухгалтерской справки, которая составляется для исправления ошибок в бухучете (письмо N 31-34010-10-10/28122 от 15.10.2010 г.);

- внес некоторую ясность в вопросы, касающиеся термина "экономическая выгода", отображения в бухучете гуманитарной помощи и дохода от операционной аренды, являющейся основной деятельностью предприятия (письмо N 31-34020-20-27/25329 от 22.09.2010 г.);



Новые особенности выплаты заработной платы

Принятыми изменениями в КЗоТ и ЗУ "Об оплате труда" N 108/95-ВР от 24.03.95 г. уточнены сроки, периодичность выплаты заработной платы, а также оговорены размеры з/п и основания для выплаты.

Так, сроки выплаты з/п могут быть установлены не только коллективным договором, но и нормативным актом работодателя, согласованным с избирательным органом первичной профорганизации или иным уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таковых – представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом).

Кроме того, в вышеупомянутых коллективном договоре или нормативном акте работодателя должен быть оговорен размер заработной платы за первую половину месяца, который не может быть меньше оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) сотрудника.

Как и ранее, определено, что заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней. Правда, при этом уточнено, что выплата должна осуществляться не позднее 7 дней после окончания периода, за который она проводится.

------------------------

Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сроков выплаты заработной платы" (N 2559-VI от 23.09.2010 г.) Официальная публикация: "Урядовий кур'єр" N 194 от 19.10.2010 г. Дата вступления в силу: 19.10.2010 г.



Новый справочник льгот

Обращаем ваше внимание на появление нового СПРАВОЧНИКА ЛЬГОТ, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей, N 55 (по состоянию на 01.09.2010 г.). Данным справочником следует руководствоваться при заполнении отчета по форме N 1-ПП "О суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного приказом ГНАУ и Госкомстата N 419/453 от 23.07.2004 г.



Можно смело пользоваться индивидуальными налоговыми разъяснениями

Отменено постановление КМУ N 86 от 27.01.2010 г. "О предоставлении налоговых и других разъяснений", в котором Кабмин требовал от ГНАУ, Гостаможслужбы, Пенсионного фонда и Фондов соцстрахования издавать разъяснения по вопросам налогообложения и социального страхования для налогоплательщиков исключительно в виде обобщающих разъяснений, утвержденных приказами соответствующего органа.

Такое требование противоречило действующему законодательству, предусматривающему, что налоговыми разъяснениями считаются любые ответы контролирующих органов на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения (пп. "г" пп. 4.4.2 ЗУ N 2181-III).

Теперь ничто не мешает налогоплательщику использовать индивидуальные налоговые разъяснения при защите своих интересов. Правда, разъяснения от разных госорганов бывают противоречивыми. С одной стороны, это затрудняет выбор налогоплательщика, но с другой стороны, в таком случае смелый налогоплательщик может воспользоваться правилом "конфликта интересов" (пп. 4.4.1 ЗУ N 2181-III). При этом не стоит забывать, что по спорным вопросам желательно иметь налоговое разъяснение, адресованное лично вам (при отсутствии обобщающих налоговых разъяснений, имеющих приоритет) (пп. "г" и "д" 4.4.2 ЗУ N 2181-III).

------------------------

Постановление Кабинета министров Украины N 917 от 12.10.2010 г.



Социальные электронные карточки

КМУ решил создать единую информационно-аналитическую систему учета и управления средствами социальной сферы и внедрить электронную социальную карту. Социальная карта представляет собой многофункциональную именную пластиковую карту, которая выдается гражданину, являющемуся получателем социальной помощи.

Как предполагается, в 2010-2011 году электронная социальная карта будет внедрена в качестве эксперимента в Киеве, Харьковской и Черновицкой областях.

Министерству финансов поручено разработать Концепцию и Программу внедрения электронной социальной карточки.

Ранее СМИ уже сообщали о том, что правительство хочет ввести "продовольственные карточки", которые будут давать право малообеспеченным гражданам получать так называемый "социальный набор продуктов" и вместе с тем позволят вести учет получателей всех видов социальной помощи.

------------------------

Постановление Кабинета министров Украины N 947 от 11.10.2010 г.



Ввоз товаров гражданами под усиленным контролем таможен

В связи с наличием тенденции "перетекания" товаров из торгового в неторговый оборот и попаданием на украинский рынок некачественной несертифицированной продукции, Гостаможслужба решила усилить контроль за осуществлением таможенного оформления товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины гражданами и имеют выраженный коммерческий характер (о чем свидетельствует количество товаров, которое явным образом превышает нужды одной семьи, или периодичность их ввоза).

С этой целью, начиная с 25.10.2010 г., будет запрещен пропуск на таможенную территорию Украины однотипных товаров (например: холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.п.), которые ввозятся на основании пункта 1 части первой статьи 8 ЗУ N 2681-III от 13.09.2001 г. гражданами, отсутствующими в Украине менее 24 часов или часто пересекающими границу с товарами (как минимум раз в неделю). Напомним, что вышеуказанной нормой Закона N 2681-III предусмотрено освобождение от налогообложения товаров, суммарная таможенная стоимость которых не превышает 200 евро, а общий вес не превышает 50 кг, которые ввозятся гражданами в сопровождаемом багаже.

Отметим, что таможенные органы по результатам мониторинга осуществленных таможенных оформлений будут ежемесячно информировать налоговые инспекции по месту проживания граждан, регулярно осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Украины на основании таможенной декларации и квитанции МД-1.

------------------------

Письмо Государственной таможенной службы Украины N 11/2-10.09/12301-ЕП от 18.10.2010

 

Как таможни должны правильно определять таможенную стоимость товара

Гостаможслужба обязала руководителей таможен обеспечить соблюдение требований Порядка заполнения решения об определении таможенной стоимости товаров (утвержден приказом ГТСУ N 506 от 29.05.2009 г.), в части заполнения графы 33 такого решения.

В частности, работники таможенных органов будут обязаны:

1) четко указывать причины, из-за которых таможенная стоимость импортированных товаров не может быть определена по цене договора;

2) указывать последовательность применения методов определения таможенной стоимости и причины, из-за которых не был применен каждый из предшествующих методов;

3) проводить консультации между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора оснований для определения таможенной стоимости товаров. Результаты проведенной консультации, а также причины, из-за которых не могут быть применены методы определения таможенной стоимости товаров по цене договора относительно идентичных, подобных (аналогичных) товаров, должны фиксироваться в графе 33;

4) указывать подробную информацию и источники, используемые при определении таможенной стоимости товаров и принятии решения с применением резервного метода.

Помимо этого Гостаможслужба также утвердила Методические рекомендации по применению отдельных положений Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и представления сведений для ее подтверждения, утвержденного постановлением КМУ N 1766 от 20.12.2006 г.

Отметим, что эти Методические рекомендации разработаны с целью более четкого урегулирования вопроса предоставления таможенному органу дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости товаров с учетом особенностей внешнеэкономической операции.

------------------------

Приказ Государственной таможенной службы Украины N 1242 от 19.10.2010 г. Дата вступления в силу: 19.10.2010 г.

 

14.10.2010 - Новости законодательства - октябрь 2010 г

 

Индекс инфляции в сентябре 2010 г.

По данным Государственного комитета статистики Украины, индекс потребительских цен на товары и услуги (ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ) в сентябре 2010 года к предыдущему месяцу составил 102,9%, к декабрю прошлого года – 107,4%.



Либеральное разъяснение фонда безработицы

Государственный центр занятости к вящей радости бухгалтеров разъясняет, что действующим законодательством не предусмотрена финансовая и административная ответственность за непредставление отчетности по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на случай безработицы.

Однако тут же вышеупомянутый центр не забывает добавить ложку дегтя в бочку меда. Ведь юридические лица, которые не представляют рабочим органам Исполнительной дирекции Фонда сведения об уплате страховых взносов, относятся к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска и подлежат проверке не чаще одного раза в год, тогда как с незначительной степенью риска - одного раза в 5 лет (постановление КМУ N 345 от 15.04.2009 г.).

Кроме этого, в отличие от радикально настроенного Пенсионного фонда, который запрещает сдавать отчетность по доверенности (письмо N 12063/03-214 от 12.07.2010 г.), и от неуверенного Госкомстата, который не знает, запретить такую "вольность" или разрешить (письмо N 14/2-18/72 от 15.07.2010 г.), Фонд занятости либерально заявляет, что сдавать отчетность в фонд третьим лицам можно, и даже без доверенности, поскольку нормативными документами не предусмотрено, что это должно осуществляться лично физическим лицом - предпринимателем.

------------------------

Письмо Государственного центра занятости Министерства труда и социальной политики Украины N ДЦ-03-4746/0/6-10 от 19.07.2010 г.



Кто будет обязан подавать финотчетность в налоговую

Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ N 419 от 28.02.2000 г., предусматривает, что все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет, подают финансовую отчетность:

- органам, к сфере управления которых относятся эти предприятия;

- трудовым коллективам предприятий по их требованию;

- владельцам (учредителям) в соответствии с учредительными документами;

- а также согласно законодательству - другим органам и пользователям, в частности органам государственной статистики.

Теперь к этому перечню добавлены налоговые органы. Следует успокоить большинство бухгалтеров, т.к. это коснется только предприятий (кроме банков и других финансовых учреждений), которые получают доход от любой деятельности в размере более 100 000 000 (ста миллионов) гривен в год.

Напомним, что квартальная финансовая отчетность (кроме сводной и консолидированной) подается предприятиями вышеуказанным органам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая - не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным.

------------------------

Постановление Кабинета Министров Украины N 879 от 29.09.2010 г. Официальная публикация: "Урядовий кур'єр" N 184 от 05.10.2010 г. Дата вступления в силу: 05.10.2010 г.

 

Нарушившим условия выдачи векселей грозит штраф

Законодатели предусмотрели ответственность за нарушение условий выдачи векселей. В частности, ШТРАФ в размере от 6800 до 8500 грн. (от 400 до 500 нмдг) грозит за выдачу векселя:

- без наличия денежного долга за фактически поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги);

- без указания в соответствующем договоре условий проведения расчетов с применением векселей;

- с указанием суммы платежа по векселю, большей, нежели сумма обязательств трассата перед трассантом или векселедателя (по переводному веселю – трассанта) перед лицом, которому или по приказу которого должен быть осуществлен платеж.

Право составления протоколов при нарушении условий выдачи векселей предоставлено органам ГНС, Нацбанку, органам государственной контрольно-ревизионной службы Украины, а также ГКЦБФР. Рассмотрение дел отнесено к ведомству районных, районных в городах, городских или горрайонных судов (судей).

Оговорено, что опротестованные нотариусом векселя (за исключением векселей, опротестованных в недатировании акцепта) подлежат выполнению государственной исполнительной службой.

Пересмотрены требования, предъявляемые к подписи векселей. В частности, определено, что от имени физлица-предпринимателя вексель подписывается им собственноручно или уполномоченным им лицом, с указанием даты и номера записи в Единый госреестр юрлиц и физлиц-предпринимателей и паспортных данных векселедателя или трассанта (серия и N паспорта, наименование органа, выдавшего его, дата выдачи, место проживания). Кроме того, установлено, что в случае когда вексель подписывается уполномоченным лицом (от имени юрлица, физлица, физлица-предпринимателя), в текст векселя включается ссылка на внутренний документ юрлица / доверенность физлица, согласно которым уполномоченное лицо имеет право подписи векселя.

Соответствующие изменения предусмотрены в КоАП, Законы Украины "Об исполнительном производстве" (N 606-XIV от 21.04.99 г.) и "Об обороте векселей в Украине" (N 2374-III от 05.04.2001 г.).

------------------------

Закон Украины "О внесении изменений некоторые законодательные акты Украины относительно оборота векселей" (N 2511-VI от 09.09.2010 г.) Дата вступления в силу: 01.01.2011 г.



Продлен срок действия антикризисных мер в сфере строительства

До 1 января 2013 г. законодатели продлили срок действия антикризисных мер, направленных на поддержание строительной отрасли и жилищного строительства. Ранее предельной датой осуществления поддерживающих мероприятий было названо 1 января 2012 г. Напомним, что разработанная программа включает в себя предоставление льготных кредитов заcтройщикам, наложение запрета на увеличение процентной ставки по жилищным кредитам, получение помощи от государства в виде оплаты 30% стоимости жилья и т.д.

Нормотворцы уточнили, что:

- при льготном кредитовании застройщиков разница, возникающая между ставкой по кредитам и текущей рыночной ставкой, будет компенсироваться за счет госбюджета. При этом ее размер не может более чем на 2% превышать уровень учетной ставки НБУ;

- финансирование операций коммерческих банков в части предоставления гражданам ипотечных кредитов на завершение строительства жилья, будет проводиться Государственным ипотечным учреждением за счет пополнения в 2011 году их уставного капитала.

Кроме того, до 01.01.2013 г. остановлено действие нормы, оговаривающей, что предельный срок уплаты паевого взноса не должен превышать одного месяца после принятия объекта градостроительства в эксплуатацию (второе предложение ч. 13 ст. 271 ЗУ "О планировании и застройке территорий" N 1699-III от 20.04.2000 г.).

Помимо этого, продлена возможность расторжения физическими и юридическими лицами договоров, результатом которых является передача застройщиками завершенного объекта (части объекта) жилищного строительства, но не более чем до 02.10.2011 г. (абз. 2 ч. 4 ст. 3 ЗУ "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства" N 800-VI от 25.12.2008 г.).

------------------------

Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства" (N 2504-VI от 09.09.2010 г.) Официальная публикация: "Урядовий кур'єр" N 182 от 01.10.2010 г. Дата вступления в силу: 01.10.2010 г.

 

Сентябрь 2010г

Минтруда определился с нормами продолжительности рабочего времени на 2011 год

Каждый год из под пера Минтруда и социальной политики Украины выходят нормы продолжительности рабочего времени на следующий год, которые становятся на этот период настольной книгой для бухгалтеров и сотрудников отдела кадров. Не стал исключением и этот год, подтверждением чему является письмо министерства, повествующее о расчете норм продолжительности рабочего времени на 2011 год.

 

Как всегда, ссылаясь на статью 73 КЗоТ, Минтруда оговорил, что в следующем году работа на предприятиях, в учреждениях, организациях не будет проводиться в такие праздничные и нерабочие дни:

1 января – Новый год;

7 января – Рождество Христово;

8 марта – Международный женский день;

24 апреля – Пасха;

1 и 2 мая – День международной солидарности трудящихся;

9 мая – День Победы;

12 июня – Троица;

28 июня – День Конституции Украины;

24 августа – День независимости Украины.

 

И уже следуя доброй ежегодной традиции в 2011 году также намечены переносы выходных дней, на которые припадают праздничные или нерабочие дни (ч. 3 ст. 67 КЗоТ), в частности:

- 1 января (выходной день в субботу) переносится на 3 января (понедельник);

- 24 апреля (выходной день в воскресенье) переносится на 25 апреля (понедельник);

- 1 мая (выходной день в воскресенье) переносится на 3 мая (вторник);

- 12 июня (выходной день в воскресенье) переносится на 13 июня (понедельник).

 

Кроме того, в своем письме Минтруда привело пример расчета нормы продолжительности рабочего времени на 2011 год по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) при одинаковой продолжительности рабочего времени каждого дня на протяжении рабочей недели и соответствующем уменьшении продолжительности работы накануне праздничных и нерабочих дней.

*** Письмо Министерства труда и социальной политики Украины N 9111/0/14-10/13 от 25.08.2010 г.

 

Сентябрь 2010г

Об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд "упрощенцами"

Напоминаем, что Законом N 2461-VI от 08.07.2010 г.* была введена обязанность доплачивать пенсионные взносы для физлиц-СПД на фиксированном и едином налоге, членов их семей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, не состоящих с ними в трудовых отношениях, в размере не менее минимального страхового взноса за каждое лицо.

 

Учитывая размер минимальной заработной платы в 2010 году, минимальный страховой взнос для указанных лиц составляет:

- в июле - сентябре - 294,82 грн.,

- в октябре - ноябре - 301,12 грн.,

- в декабре - 306,10 грн.

 

Вместе с тем, Законом N 2461-VI установлено, что ежемесячная сумма самостоятельно определенного страхового взноса, с учетом части фиксированного или единого налога, не может превышать сумму, рассчитанную исходя из максимальной величины заработной платы, с которой вносятся страховые взносы, а это:

- июль - сентябрь - 4422,24 грн.,

- октябрь - ноябрь - 4516,86 грн.,

- декабрь – 4591,56 грн.

 

Уплата страховых взносов осуществляется на протяжении 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала, а именно:

- за июль-сентябрь 2010 года – не позднее 20 октября 2010 года,

- за октябрь - декабрь 2010 года – не позднее 20 января 2011 года.

Также допускается ежемесячная уплата страховых взносов.

 

*** Что касается даты вступления в силу этого Закона, то однозначной позиции нет. В тексте Закона указано, що он вступает в силу со дня опубликования. 17 июля 2010 года в газете "Голос України" N 131 он был опубликован, но не в полном объеме (без приложений). Полный текст, с приложениями, был опубликован лишь 30 июля 2010 года в "Офіційному віснику України" N 55.

Компания "Динай" направила официальный запрос о дате вступления в силу нормативных актов, текст которых был опублкован не в полном объеме, в частности, этого Закона, в Министерство юстиции. В своем ответе (письмо N 9872-0-26-10-34 от 20.08.2010 г.) Минюст отметил, что нормативный акт можно считать обнародованным только тогда, когда он напечатан в полном объеме, поэтому датой вступления в силу Закона N 2461 является 30 июля 2010 г.

Вместе с тем, хотим подчеркнуть, что это мнение Минюста, т.к. Пенсионный фонд считает, что Закон действует с 17 июля 2010 г. (письмо N 12589/03-20 от 21.07.2010 г

 

Сентябрь 2010г

Минтруда и социальной политики

- напомнило документ, предусматривающий создание на предприятии комиссии по социальному страхованию и порядок предоставления застрахованным лицам и членам их семей санаторно-курортного лечения (письмо N 267/18/153-10 от 27.08.2010 г.)

 

Сентябрь 2010г

Автоперевозки: Минтранс определил режим труда и отдыха водителей

Озаботившись вопросом трудового распорядка водителей колесных транспортных средств, Минтранс определил и закрепил в соответствующем Положении особенности регулирования их рабочего времени и времени отдыха, распространив нормы указанного документа на автоперевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов.

 

Помимо прочего, Положение:

- прописывает составляющие рабочего времени водителя и устанавливает нормы его длительности;

- предусматривает предоставление перерывов длительностью не менее 15 минут для кратковременного отдыха водителей, которые включаются в рабочее время, а также подробно регулирует вопросы предоставления времени отдыха водителям;

- оговаривает нюансы учета рабочего времени, предусматривая необходимость оборудования тахографами автобусов, используемых для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородних автобусных маршрутах протяженностью более 500 км, грузовых автомобилей с полной массой свыше 3,5 тонн.

 

Напомним, что не так давно Минтранс приказом N 600 от 17.08.2010 г. утвердил образцы карточек, используемых в цифровых контрольных устройствах (тахографах).

 

Отметим, что вне сферы действия Положения оказались перевозки, осуществляемые:

- физлицами за собственный счет для личных нужд без использования труда наемных работников;

- во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций; - для нужд некоторых министерств, Генпрокуратуры и Службы безопасности Украины;

- сельхозпредприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки осуществляются тракторами или другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий.

*** Приказ Министерства транспорта и связи Украины N 340 от 07.06.2010 г..
    Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 14.09.2010 г. N 811/18106 и вступает в силу со дня официального опубликования .

 

Август 2010г
Кабмин успел утвердить список видов деятельности, которые нельзя проводить без разрешений

Благодаря Закону "О разрешительной системе" N 2806-ІV от 06.09.2005 г. субъекты хозяйствования могут проводить определенные действия по осуществлению хоздеятельности на основании предоставления декларации без получения документа разрешительного характера. Перечень таких видов деятельности был определен Кабмином в постановлении N 449 от 16.06.2010 г., и было их всего 10 – особо не разгонишься.
     Но не так давно Законом N 2451-VI от 07.07.2010 г. были приняты кардинальные изменения в ЗУ "О разрешительной системе", которыми был установлен совершенно новый подход к осуществлению деятельности по декларативному принципу, а именно: "разрешено все, что не запрещено". А вот как раз перечень "запрещенных" видов деятельности и должен был в течение месяца после вступления изменений в силу (т.е. до 30 августа) утвердить Кабмин. Если бы он этого не сделал в установленные сроки, то субъекты хозяйствования имели бы полное право на осуществление всех видов хоздеятельности лишь на основании подачи декларации без каких-либо дополнительных разрешений.
     Правительство не доставило нам такого удовольствия и успело утвердить перечень до истечения отведенных ему 30 дней.
     В список попали 94 вида деятельности, которые требуют дополнительных разрешений, но по информации из Госкомпредпринимательства, со временем их число должно уменьшиться.

*** Постановление Кабинета Министров Украины N 725 от 25.08.2010 г.
    Официальная публикация: "Урядовий кур'єр" N 157 от 27.08.2010 г.
    Дата вступления в силу: 27.08.2010 г.

 

Август 2010г
Утвержден новый реестр РРО

Согласно ст. 12 Закона об РРО (в редакции ЗУ N 1776-III от 01.06.2000 г.), на территории Украины в сфере торговли, общественного питания и услуг разрешается реализовывать и использовать только те регистраторы расчетных операций отечественного и иностранного производства, которые включены в Госреестр РРО.
     В очередной раз ГНАУ пересмотрела и обнародовала новую редакцию Реестра РРО. Напомним, что Реестр содержит полную информацию относительно названия модели, модификации, версии внутреннего программного обеспечения, заказчика и производителя (название организации, ее местонахождение), срока первичной регистрации в органах ГНС, даты и номера решения о включении в Реестр, а также сферы применения РРО. Кроме того, в него включены РРО, разрешенные к первичной регистрации, и те, первичная регистрация которых запрещена.
     Вместе с тем, признан утратившим силу приказ ГНАУ N 314 от 12.05.2010 г., которым утверждалась ранее действовавшая редакция Реестра РРО.

*** Приказ Государственной налоговой администрации Украины N 618 от 19.08.2010 г.

 

Август 2010г
Особенности заполнения НДС-декларации плательщиками, не имеющими права на бюджетное возмещение

ГНАУ разъяснила, что лица, не имеющие права на бюджетное возмещение (их перечень определен пп. 7.7.11 статьи 7 ЗУ N 168/97-ВР от 03.04.97 г.), должны применять нормы пп. "б" пп. 7.7.2 этого же Закона ввиду изменений, внесенных Законом N 2275-VI от 20.05.2010 г., с учетом таких особенностей:
    - в строку 23.2 НДС - декларации за июнь или за последующие отчетные периоды до конца текущего года включается значение строки 26 декларации предыдущего налогового периода лишь в части суммы налога, фактически уплаченной поставщикам товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах;
    - указанная сумма учитывается при определении суммы налога, которая подлежит оплате в бюджет за июнь или за последующие налоговые периоды до конца текущего года, а ее остаток переносится в строку 26 декларации и добавляется к остатку значения строки 26 налоговой декларации в части сумм налога, по которым не проведены расчеты с поставщиками;
    - в налоговом периоде, в котором плательщик налога приобретает право на получение бюджетного возмещения, накопленная в строке 26 за предыдущие отчетные периоды сумма налога, фактически уплаченная получателем поставщикам в таких предыдущих отчетных периодах, переносится в строку 23.2 декларации и включается в расчет бюджетного возмещения;
    - сумма бюджетного возмещения отображается в строке 25.1 или в строке 25.2 налоговой декларации о НДС.

*** Письмо Государственной налоговой администрации Украины N 16354/7/16-1517 от 12.08.2010 г.

 

Август 2010г
ПФУ

- осветил некоторые моменты подачи отчетности в Пенсионный фонд физлицами – СПД (письмо N 12063/03-214 от 12.07.2010 г.);

 

Август 2010г
Акцизный сбор при экспорте

ГНАУ дала разъяснение по взиманию акцизного сбора при экспорте, в котором указала, что начиная с 16 июня 2010 года не подлежит налогообложению акцизным сбором стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, экспортированных за пределы таможенной территории Украины за иностранную валюту, при условии засвидетельствования осуществления такой операции грузовой таможенной декларацией с надлежащей отметкой таможенного органа.

*** Письмо Государственной налоговой администрации Украины N 16272/7/21-0217

 

Август 2010г
Гостаможслужба

- внесла некоторые коррективы в Классификатор льгот в обложении товаров НДС (приказ N 943 от 20.08.2010 г.) и Классификатор таможенных органов и их структурных подразделений, специализированных таможенных учреждений и организаций (приказ N 990 от 31.08.2010 г.).

 

 

Страница  <<   2011  2010  2009  2006 >>

 

 

2012 http://www.dpcenter.com.ua - Дебет Плюс Центр